Хотя вилочные погрузчики и предназначены для тяжелых работ, при неправильном использовании их можно серьезно повредить. Вот почему важно внимательно и всесторонне проверить машину перед работой. Перед каждой сменой следует осмотреть погрузчик визуально, убедиться, что он очищен от грязи и вымыт, проверить общее состояние, работоспособность систем и механизмов. Если обнаружится что-либо, что может помешать нормальной работе машины, немедленно надо сообщить об этом руководителю или инспектору по охране труда.
Карта визуального технического осмотра. Прежде всего необходимо удостовериться в отсутствии:
– препятствий и массивных предметов на полу в пределах рабочей зоны, которые могут стать возможной причиной аварии при наезде на них вилочного погрузчика;
– опасных препятствий над машиной или предметов, свисающих с потолка или стен помещения;
– препятствий или массивных предметов вблизи погрузчика, которые могут помешать выехать ему с места стоянки.
Далее следует убедиться, что:
– на погрузчике есть полностью заряженный и работоспособный огнетушитель;
– количество топлива в баке (для бензиновых, дизельных погрузчиков и машин на сжиженном газе), уровни масла в двигателе и жидкости в системе охлаждения находятся в пределах нормы;
– аккумуляторные батареи полностью заряжены и надежно закреплены на погрузчике, уровень электролита в банках аккумулятора соответствует норме, а вентиляционные отверстия пробок аккумуляторных банок не засорены;
– проложенные снаружи электрические провода полностью защищены специальной оболочкой;
– клеммы проводов, присоединенных к аккумуляторной батарее, прочно закреплены, исправны и не загрязнены;
– в наличии все болты, гайки, защитные решетки, цепи и крепления шлангов гидросистемы и что они исправны и надежно закреплены;
– колесные диски и шины не изношены и не повреждены;
– давление в пневматических шинах соответствует норме;
– вилы не погнуты и не имеют трещин;
– стопорные приспособления находятся в хорошем рабочем состоянии;
– зубья звездочек подъемных цепей не поломаны и не изношены;
– опорные штифты цепи не изношены, не погнуты и крепление их не ослабло;
< под машиной нет влажных или масляных пятен, нигде не заметно капель, свидетельствующих об утечке масел и жидкостей;
– гидравлические шланги надежно закреплены, не прослаблены, не замяты, не изношены и не трутся о соседние детали.
Карта проверки работоспособности узлов и систем перед началом смены. Следует убедиться, что:
– звуковой сигнал работает, звук громкий и хорошо слышен, несмотря на окружающий шум или шум работающего двигателя, а прочие предупреждающие приборы погрузчика исправны;
– педаль рабочего тормоза не «проваливается», погрузчик останавливается плавно;
– стояночный тормоз удерживает погрузчик на месте при легком нажатии на педаль акселератора;
– тормозная система, срабатывающая при отсутствии оператора на рабочем месте, останавливает машину, как только оператор приподнимается с сиденья;
– сцепление и механизм переключения передач работают удовлетворительно, переключение происходит плавно, без рывков;
– все контрольные лампы, индикаторы и указатели панели приборов исправны;
– рулевое управление работает легко и ровно;
– грузоподъемный механизм работает плавно (его следует проверить, подняв вилы на максимальную высоту и затем полностью опустив их), вилы перемещаются без рывков и надежно удерживаются в заданном положении;
– механизм наклона грузоподъемника работает удовлетворительно (его работу проверяют, полностью наклонив мачту вперед и назад);
– после завершения указанных выше проверочных операций на гидроцилиндрах и шлангах отсутствуют следы утечки жидкости;
– при работе машины не слышно никаких необычных звуков;
– техническое обслуживание и ремонт погрузчика выполняли только квалифицированные специалисты.